Давид Марголин

 

 Марголин, Давид Семенович — общественный деятель, основатель крупных торгово-промышленных предприятий. Род. в 1850 г. в Пинске. Поселившись в Киеве в период, когда город начал приобретать большое коммерческое значение, М. стал в семидесятых годах развивать многостороннюю промышленную деятельность, являясь руководителем ряда вновь возникших в Киеве предприятий (пароходство по Днепру, Киевское газовое общество, городские железные дороги, общество водоснабжения, сахарные заводы). М., вместе с тем, много жертвовал на устройство коммерческих училищ и торговых школ. Деятель киевской еврейской общины (выстроил здание для талмуд-торы на 420 чел.), М. принимает участие и в общееврейских делах. Член комитета Общества для научных еврейских изданий, выпускающего настоящую «Еврейскую энциклопедию», М. много содействовал организации этого научного предприятия. В тревожные 1905—06 гг. и позже М. представлял высшим администраторам записки о необходимости уравнять евреев в правах, доказывая, что только бесправие евреев создает возможность погромов и вызывает ненормальные явления в еврейской жизни. Это утверждение было подчеркнуто М. в совещании, созванном сенатором Турау, по высочайшему повелению расследовавшим киевский погром 1905 г.

 

Именно это описание Давида Семеновича Марголина  дает нам энциклопедия Бокгауза и Эфрона, спонсором которой, еще при жизни,  являлся сам Марголин.

И именно отсюда, все дальнейшие авторы его биографии брали информацию. И логика  мне понятна.  Высокоуважаемые авторы еврейской энциклопедии более чем застали героя статьи в живых.  И если бы он был не согласен с излагаемыми фактами его биографии, он вполне мог об этом сообщить. Но есть нюанс. Марголин был тем еще мистификатором, и поэтому его желание запутать окружающих тоже вполне объяснимо. В чем же подвох? И насколько существенным для биографии нашего героя является место его происхождения и год его рождения? Безусловно, это никак не влияет на  характер нашего героя, или на любые его поступки, но хотелось бы уточнить.  Человек не может родиться в нескольких местах одновременно, только одно из них может претендовать на место рождения какого- то выдающегося человека.  Не могу сказать, что я уже являюсь выдающейся особой, но несмотря на то, что к моменту моего рождения мои родители уже жили в Киеве, я родилась в городе Балаклея, Харьковской области, и как бы не хотелось моим биографам сделать меня коренной киевлянкой, вряд ли у них что выйдет. Потому что факт рождения человека в каком-то конкретном  месте отменить сложно.  Человек или записан в книгах о рождении конкретного населенного пункта или нет. Так и в случае с нашим героем Марголиным. Единственное место, в котором он фигурирует как уроженец города Пинска – это энциклопедия Брокгауза и Эфрона, а вот в других документах, более раннего периода он фигурирует как уроженец города Бобруйска. Документ,  о котором в данном случае я веду речь, это перепись евреев, жителей города Киева 1876 года в целом и подольского полицейского учатска в частности.

 

В данном конкретном случае перепись не возникла для того, чтобы переписать всех живущих в городе Киеве евреев( а я хочу напомнить, что рядовому еврею попасть в Киев было весьма непросто), а для того, чтобы решить на какое количество синагог эти самые евреи уже могут претендовать. И именно в этой переписи Давид Семенович Марголин фигурирует как уроженец города Бобруйска, Бобруйский мещанин, 28 лет от роду, поверенный высочайше утверждённого общества пароходства по Днепру ( и как поверенный этого самого общества имеет билет за №832 от 13.12.1873 года.

Эта запись разрушает сразу две легенды. Во первых  легенду о происхождении из Пинска, а во вторых- год рождения, ибо если кому то в 1876 году было 28 лет, он явно не мог быть 1850 года рождения.

. Но год рождения нам не столь важен, тем более, что под конец жизни любого человека охватывает некое кокетство и хочется быть несколько моложе, чем ты есть на самом деле. Нас интересует происхождение. Потому что только зная происхождение человека, можно попытаться найти данные о его  семье раньше. А если мы говорим о Пинске и Бобруйске – то это абсолютно две разные губернии, причем до такой степени разные, что до сих пор материалы по обеим находиться в разных архивах.

Но вернемся к Марголину. Допустим, что документ о переписи 1876 года, который я нашла – случаен, и туда закралась ошибка (хотя в том же документе фигурирует Лазарь Бродский, как уроженец города Златополя, несмотря на все свое купечество первой гильдии в городе Киеве , и именно эта запись и не дает мне сомневаться в достоверности места рождения Марголина, но допустим) Кроме этой записи, у нас имеется на руках два документа.

1. Брак Давида Марголина в том же 1876 году

Из записи о браке следует, что на момент бракосочетания жениху, Бобруйскому купцу 2 гильдии Марголину Давиду Семеновичу, было 18 лет. Возраст, конечно, это смешная описка, и речь шла о 28 годах, но я не наставаю на возрасте. Меня по прежнему интересует происхождение Марголина, а оно и в этом документе указано как Бобруйск. Точнее Бобруйск в данном случае это не сколько место рождения, сколько место регистрации, но есть нюанс. Бобруйский уезд это все еще не Пинский. И чисто теоретически он мог бы родиться в Пинске, имея Бобруйскую прописку- но зачем?? Переписаться в другой город черты оседлости труда не составляло, а Пинск, напоминаю, являлся совсем другим регионом.

2. Второй документ, в котором фигурирует то же место регистрации -это  запись о рождении старшего сына Давида Марголина – Арнольда в 1877 году. В дальнейшем, Давид Марголин фигурирует исключительно как Киевский купец первой гильдии, и никакие другие его документы уже не могут пролить свет на место его рождения или первичной регистрации.

 

Один из документов, которые мы можем использовать для анализа ситуации с Марголиным,  это дело  о прошении Давида Марголина взять на службу дядю, мещанина города Минска.(ДАКО 1-129-710)

Причем скорее всего,  речь опять таки идет не сколько о Минске, сколько о минской губернии, но в нашем случае это уже не столь важно. Человек имеющий регистрацию в Пинске, вряд ли бы имел родного дядю совсем в другом месте, и это мелкое казалось бы дело, дает нам все больше подтверждений в пользу правильности Бобруйской теории.  На каком-то этапе, вышеуказанный дядя умирает. И кого же Марголин берет в слуги вместо него. Опять таки, уроженца города Бобруйска. (ДАКО 1-139-802)

Совпадение? Не думаю.

Давид Марголин был весьма загадочной личностью, но свое происхождение ему победить не удалось. И поэтому я допускаю, что в словарь Брокгаузена и Эфрона вкралась досадная опечатка. Они хотели написать, что Давид Марголин являлся уроженцем Минской губернии. У них случайно получилось Пинской, но Марголину было все равно. Он ведь любил мистификации. Вот и не стал исправлять редакторов энциклопедии.  А ошибка в итоге осталась в веках.

Такие дела.

 

It's only fair to share...Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin