Люди, испытывающие тягу к знаниям о предках, делятся на два типа
Одни изучают свою родословную c помощью документов. Люди ищут их по разным архивам, они пытаются разыскать дальних родственников для того, чтобы обменяться с ними возможной информацией. Составляют дерево на бумаге, потом – в интернете; добавляют туда новых родственников, пытаются углубить дерево, дойти, докопаться до максимальной глубины. Очень хочется проследить историю своей семьи в глубине веков. Людям интересны точные даты: когда их предки родились, когда они пошли в школу, университет? Как, эти предки, себя вели, что они чувствовали? И они, потомки, собирают фотографии предков и тщательно распределяют их по дереву. По дереву жизни. Они выискивают на старых фото незнакомые лица, и пытаются понять, что же это за люди. Они проводят массу времени за компьютером, стараясь изучить жизнь своей семьи, но их абсолютно не интересует местность, в которой те жили. Этот тип исследователей никогда не посещает города происхождения своих предков. Им это не интересно.
Но есть и другой тип.
Этих вообще не интересуют их предки. Они знают, в лучшем случае, свою бабушку. Они выросли на рассказах о чудесном штетле, в котором она жила, когда была ребенком, и хотят увидеть именно это место. Посмотреть на речку, в которой стирала бабушка, посмотреть на карасей, которых она кормила, вместо того, чтобы стирать, – так они помнят из рассказов. Конечно, не на тех самых карасей, которых кормила бабушка, а на их далеких потомков. В итоге, они тоже кормят рыбу и чувствуют связь поколений. Или – думают, что чувствуют.
Они сидят на тех же лавочках, ходят по тем же улицам, заглядывают в окна домов – и они абсолютно счастливы. Они чувствуют связь поколений именно таким образом, и ничего не хотят знать даже о бабушкиных родителях: они ведь не были знакомы.
Идеальным вариантом являются люди, которые объединяют в себе оба этих типа. А именно – те, которые сначала изучают документацию о жизни своей семьи, а потом едут в путешествие по конкретным адресам. Но так бывает редко, и сейчас я хочу вам рассказать о спонтанных путешествиях по Украине. В них, безусловно, тоже имеется своя прелесть.
В конце сентября я возила по Украине прекрасную пару – отца и сына. Предки отца произошли из Беларуси, и перед Украиной они посетили именно эту страну; а предки матери были из Украины. Точной или хотя бы более-менее достоверной информации ни о предках, ни об их происхождении не было, и поэтому они скорее выбирали не какие-то родовые места, а просто города, которые они хотели бы посетить. Ну и, конечно, те места, из которых по слухам происходили предки сына. Кроме родословной, эту семью интересовал активный отдых, а именно – хайкинг, и сельское хозяйство. У них не было никаких специальных целей, связанных с этими отраслями, им просто было любопытно: как это происходит в Украине.
Таким образом, за десять дней мы посетили следующие места;
Одесса, Херсон, Умань, Тетиев , Киев, Карпаты, Львов, Радехов. Причем, Херсон и Радехов находятся в этом списке именно потому, что они имели некоторое отношение к родословной моих туристов. И именно то, что произошло в этих городах, заслуживает подробного описания – как явление, когда, при отсутствии подготовки, на помощь приходит мазаль – удача. Но давайте по порядку.
Прилетели туристы в Одессу во второй половине дня и сразу по прилету отправились на пешеходную экскурсию по городу. Как любой крупный украинский город, Одесса имеет две истории – еврейскую и русскую, и смешивать их абсолютно не стоит. Поэтому первый день был посвящен Одессе как городу Российской империи, зато второй день мы полностью посвятили Одессе еврейской – ее музеям, ее катакомбам, ее синагогам, и прочим двухсотлетним следам пребывания евреев в этом славном городе. На следующий день мы переехали в Херсон, и отправились на поиски следов гипотетических предков моего клиента.
Куда идет нормальный еврей, приехав в незнакомый город? Конечно – в синагогу, тем более, что об этом визите я договорилась заранее. В синагоге нам выдали сопровождающего, и мы поехали на старое кладбище, на котором я тут же нашла могилу носителя нужной фамилии. Впрочем, это никак нам не помогало, и после потрясающей экскурсии по городу мы отправились спать. На следующий день, перед отъездом, мы заехали в местный Хесед. Просто потому, что мне пообещали продать там книгу об истории города. Ну а раз уж мы туда заехали, то было бы странно не посмотреть на местный еврейский музей. И вдруг, в процессе осмотра музея, выяснилось, что представитель фамилии, которая нас интересовала, работает в Хеседе водителем, и даже находится на рабочем месте. В процессе беседы выяснилось, что это – единственная семья в городе с такой фамилией, и, если предок моего клиента и в самом деле – из Херсона, то дедушка этого водителя, и дедушка клиента – родные братья. Это было потрясающе. Мы поехали к самому старому представителю семьи и долго пили там чай с плюшками, смотрели фотографии и слушали семейные рассказы о жизни в Советском Союзе. Мы могли бы еще долго сидеть за столом, но дорога звала нас, и поэтому потенциальные братья обменялись контактными данными, и мы продолжили наш путь в Умань, к могиле цадика Рабби Нахмана, чье учение с каждым годом набирает все больше и больше последователей. Переночевав в Умани и посетив могилу нашего дорогого праведника, мы отправились в Тетиев – знакомиться с одним из самых крупных агрохозяйств области. Но и там время пребывания было ограничено неумолимым наступлением Иом- Кипура (Судного Дня), и мы, на скорую руку, пообнимавшись с местными овечками, поспешили в Киев.
Мы благополучно миновали пятничные пробки, и, с чувством выполненного долга, отправились в местную общину на разделительную трапезу. После чего я пошла домой, а мои клиенты остались в синагоге, дабы встретить праздник как положено мужчинам. Прочем, на следующий день, не нарушив ни одной заповеди, мы смогли осмотреть огромный кусок Киева пешком и поздно вечером погрузились на поезд, который доставил нас в город Ивано-Франковск – бывший Станислав. Рано утром за нами на вокзал приехал бусик, который по серпантинным горным дорогам, через Коломыю – столицу шоколада и Косов-родину массы цадиков – мы попали в Верховину, центр Карпат. Почти три дня пребывания в этом идеальном месте наполнили нас чистейшей энергией и массой новой информации об обычаях евреев региона. Мы бы с радостью продлили наше пребывание в Карпатах, но нас ждал Львов.
Столица Галиции, город, который мало поменялся за последние 300 лет… Про него можно рассказывать бесконечно, и поэтому я плавно перейду к поездке в Радехов, которая, благодаря дружественно настроенному меру города, прошла более, чем успешно.
За эти десять дней в Украине мои клиенты получили массу незабываемых впечатлений, и я более, чем уверена, что они захотят вернуться еще. Потому что Украина — это бесконечная смена впечатлений, климатических зон, морей, рек, озер. В нее можно ездить снова и снова, и каждый раз находить в поездах что-то новое. Ну и корни, конечно.